Банкротство заемщика и автокредит

После повышения ставок по потребительским кредитам автомобиль снова перешел из разряда средств передвижения в недосягаемый предмет роскоши. Но в самом тяжелом положении оказались те заемщики, которые успели оформить автокредит до кризиса, а теперь не могут его погашать из-за сокращения своих доходов. И хотя многие уже смирились с мыслью, что им придется попрощаться с собственным автомобилем, и готовы к судебным разбирательствам с банком, их беспокоит другой, не менее актуальный вопрос: что делать, если сумма задолженности уже превышает оценочную стоимость автомобиля, и как поступят судебные приставы для ее взыскания и удовлетворения требований кредитора?

«Обычное» взыскание

Ключевая особенность автокредитования – это «стремительное» обесценивание предмета залога. Если речь идет о новом автомобиле, то, как только он выезжает за пределы автосалона, его стоимость снижается на 20-30% от ее первоначального значения, не говоря уже о последующем периоде его эксплуатации и начислении штрафных процентов на просрочку. Поэтому если дело доходить до принудительного взыскания средств через службу приставов, то после продажи автомобиля-залога на публичных торгах, остается часть долга, которая погашается за счет реализации другого имущества должника. В зависимости от суммы задолженности, это может быть бытовая техника, драгоценности или даже недвижимость, что крайне нежелательно для заемщика. Кроме того, может быть принято решение об удержании части доходов (например, с заработной платы) в течение нескольких лет до полного удовлетворения требований банка. Но потеря квартиры или части доходов – это далеко не та цена, которую стоит платить за автокредит. И теперь таким должникам лучше не доводить дело до принудительного взыскания, отдав предпочтение банкротству, что стало возможно с 1 октября 2015 года.

Банкротство автокредита

Зачем признавать свою финансовую несостоятельность, если это все равно не поможет сохранить собственный автомобиль? Если до момента принудительного взыскания заемщик еще не успел накопить большую сумму задолженности и все разногласия с кредитором будут урегулированы после продажи залога, то в банкротстве действительно нет никакого смысла, тем более что это чревато дополнительными расходами.

Но банки часто тянут с исковыми заявлениями, причем делают это преднамеренно: они ждут, чтобы у должника накопилась крупная сумма просрочки, которую можно будет взыскать в принудительном порядке. Чтобы не допустить такой ситуации и не отдать в два или даже три раза больше, чем первоначальная сумма автокредита, целесообразнее признать себя банкротом, так как это можно сделать по собственной инициативе, обратившись в арбитражный суд. Так можно будет быстро решить вопрос с задолженностью, сохранить свою квартиру (в ходе банкротства финансовый управляющей не имеет права требовать реализации единственного жилья для погашения задолженности) и избежать отчислений с зарплаты, что может длиться годами.

Последствия банкротства по автокредиту

Признание финансовой несостоятельности – это действительно выход для тех, кто не может выплатить автокредит. Другое дело, что не стоит забывать о том, что банкротство – это сложный процесс и после получения такого статуса жизнь должника претерпит ряд изменений, обусловленных нормами действующего законодательства.

Банкрот – это особый статус и лица, которые расписались в своей финансовой несостоятельности, вносятся в единый реестр банкротов. Это может заметно усложнить жизнь бывшего должника или даже помешать его продвижению по карьерной лестнице, не говоря уже о том, что он 3 года не сможет занимать руководящие посты.

При подаче заявок на новые кредиты ему придется указывать, что он был признан банкротом, чему вряд ли будут рады потенциальные кредиторы, ведь банкрот — это и плохая кредитная история. В случае если банкроту понадобится автокредит, ему придется задаться вопросом, а как взять автокредит с плохой кредитной историей?

Но, с другой стороны, просрочка, отраженная в кредитной истории – это всегда повод отказать в выдаче нового кредита, независимо от того, был заемщик банкротом или взыскание осуществляли судебные приставы. Впрочем, стоит ли брать на себя новые кредитные обязательства, если нет уверенности, что они будут выполнены в полном объеме? Дело в том, что признать свою финансовую несостоятельность гражданин может только один раз в 5 лет. Поэтому если он снова будет испытывать проблемы с платежеспособностью, то ему уже не удастся избежать принудительного взыскания, за чем может последовать продажа жилья и ежемесячные отчисления денег в пользу кредитора.

Поделиться:

Вам может быть интересно: