Жалобы заёмщиков на МФО

Согласно данным исследования компании «Домашние деньги», почти 60% заемщиков, которые оформляют займы, не интересуются кредитными предложениями других микрофинансовых организаций, из-за чего часто берут деньги на невыгодных для себя условиях.

При этом большую роль играет не размер процентной ставки и реальный уровень переплаты, а доступность получения средств, срок рассмотрения и процент одобрения займов онлайн в МФО. И хотя это, с одной стороны, указывает на низкий уровень финансовой грамотности потребителей, с другой стороны, они все чаще демонстрируют готовность защищать свои права, о чем свидетельствует увеличение числа жалоб на микрофинансовые организации.

В ходе исследования выяснилось, что при возникновении просрочки по займу многие должники уверены, что решение спора всегда будет в их пользу. И для этого они готовы использовать любые доступные им каналы для жалоб, хотя большинство (35%) заемщиков предпочитают обращаться в Центробанк, а 15% отдают предпочтение жалобам в СРО (саморегулируемые организации). Остальные решают свои споры через Генеральную прокуратуру или привлекают к конфликту средства массовой информации, что нередко дает положительный результат.

Но аналитики «Домашних денег» считают, что это умение и готовность жаловаться на МФО – еще не показатель повышения уровня финансовой грамотности. На это указывает тот факт, что только 10% заемщиков имеют сбережения на случай непредвиденных трат.

В Центробанке подтверждают увеличение числа обращений от клиентов микрофинансовых организаций. За три квартала 2016 года было получено 7900 жалоб пользователей микрозаймов, причем более 50% из них касаются неправомерных действий коллекторов при взыскании просрочки. И претензии должников вполне обоснованы, так как МФО не брезгуют использовать различные методы оказания морального давления на должников, чтобы заставить их вернуть выданные средства.

Все чаще предметом для жалоб становятся неправомерно начисленные проценты. Невзирая на то, что сегодня установлено максимальное ограничение по сумме переплаты по потребительским займам, отдельные компании явно пренебрегают этой законодательной нормой, рассчитывая на нерасторопность и плохую осведомленность заемщиков.

Третья по популярности причина жалоб клиентов МФО – это отказ от рефинансирования или реструктуризации задолженности. Несмотря на то, что банки предлагают должникам различные способы по урегулированию вопроса с проблемной задолженностью, микрофинансисты не хотят следовать их примеру и максимум, на что могут рассчитывать их клиенты – это продление срока кредитования при условии оплаты определенной суммы комиссии. Пытаясь хоть как-то повлиять на кредитора, должники жалуются на их действия в контролирующие органы, правда редко кому удается добиться положительного результата.

Отдельного внимания заслуживают жалобы клиентов на незаконное оформление займов по их утерянным или украденным документам. Как правило, это касается МФО, которые специализируются на удаленном кредитовании и выдают деньги по Интернету без личного общения с заемщиками, например, так можно оформить микрозайм онлайн или займ на киви. Но и здесь не всегда есть возможность разрешить конфликт в свою пользу, особенно если потребитель не сразу заметил пропажу документа или не обратился в правоохранительные органы, где должен быть зафиксирован этот факт.

Поделиться:

Вам может быть интересно: